ISSN 2308-9113

О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English

[ «МЕДИЦИНА» № 3, 2017 ]

Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации


Шляфер С. И.
д.м.н., заведующая отделением организации планирования и управления научными исследованиями, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России (г. Москва). Е-mail: sofy@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются нормативно-правовые документы, регламентирующие работу стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Проведено изучение основных показателей деятельности стационарных учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы (по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации). За 15 лет число стационарных учреждений социального обслуживания возросло на 11,6%, число мест – на 8,5%, число проживающих в них – на 13,4%. За изучаемый период определен рост показателей работы домов-интернатов (пансионатов) общего типа, психоневрологических интернатов, домов милосердия, геронтологических и социально-оздоровительных центров для лиц пожилого возраста и инвалидов. Число пожилых и инвалидов, состоящих на очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, уменьшилось на 29,5%. В то же время отмечается увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, которые состоят на очереди для помещения в эти учреждения более одного года – с 33,1 до 45,0%.

Ключевые слова

гражданин пожилого возраста, инвалид, стационарные учреждения социального обслуживания

pdf-версия, скачать

Введение

В Российской Федерации отмечается устойчивое увеличение численности населения старше трудоспособного возраста (женщин 55 лет и старше, мужчин 60 лет и старше). Долговременная тенденция снижения рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни приведет к увеличению доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения [8].

По среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики в период с 2018 по 2036 годы удельный вес лиц старше трудоспособного возраста возрастет с 25,5 до 29,0% [20].

Система социального обслуживания занимает важное место в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом Российской Федерации № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами [8].

Цель работы – провести анализ основных показателей деятельности стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы.

Материалы и методы исследования

Источники информации: нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Для проведения исследования использованы аналитический и статистический методы.

Результаты

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении.

Социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания оказываются при постоянном или временном (сроком до шести месяцев) или пятидневном в неделю круглосуточном проживании клиентов и предназначены на создание пожилым и инвалидам наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга [4,5,7,19].

В Российской Федерации на начало 2016 года работало 1293 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 254 тысяч мест. Средняя мощность стационарного учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов составила 196 мест. Социальные услуги в них получили 246 тысяч человек. Среди проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания мужчины составили 53,1%, женщины – 46,9%.

Как видно из таблицы 1, за 2002-2016 г.г. число стационарных учреждений социального обслуживания увеличилось на 134 или на 11,6% (с 1159 до 1293), число мест – на 20 тысяч или на 8,5% (с 234 тыс. до 254 тыс.), число проживающих – на 29 тысяч человек или на 13,4% (с 217 тыс. до 246 тыс.). Средняя мощность стационарных учреждений социального обслуживания снизилась с 202 до 196 мест.

При ежегодном росте численности населения пожилого возраста, существующие стационарные учреждения социального обслуживания не могут полностью обеспечить всех нуждающихся граждан [8].

На начало 2016 г. в нашей стране состояли на очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания 11,7 тысяч пожилых и инвалидов. За 15 лет число граждан пожилого возраста и инвалидов, которые состоят на очереди, уменьшилось на 29,5% (с 16,6 тыс. до 11,7 тыс. человек). В тоже время отмечается рост доли пожилых и инвалидов, состоящих на очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания более одного года с 33,1 до 45,0% (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели деятельности стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы (на начало года) [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18]

К стационарным учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся: дома-интернаты (пансионаты) общего типа; психоневрологические интернаты; дома-интернаты интенсивного ухода (милосердия); геронтологические центры; социально-оздоровительные центры и др. [3,6].

Дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов – социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе.

Основными задачами дома-интерната являются: обеспечение создания условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов (клиентов дома-интерната), соответствующих их возрасту и состоянию здоровья; социально-бытовое обслуживание проживающих; оказание медицинской, психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате; питание клиентов дома-интерната, уход за ними; организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга клиентов дома-интерната [6].

В соответствии со своими основными задачами дом-интернат осуществляет следующие функции: прием и размещение пожилых и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику осложнений и обострений хронических заболеваний клиентов; организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи клиентам дома-интерната; организацию рационального, в том числе диетического питания проживающих с учетом состояния их здоровья; предоставление клиентам необходимых социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению и обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов (клиентов учреждения) [6].

В Российской Федерации на начало 2016 года функционировало 700 домов-интернатов (пансионатов) общего типа для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживало 88 тысяч человек.

За 2002-2016 годы число домов-интернатов (пансионатов) общего типа увеличилось на 82 или на 13,3% (с 618 до 700), число проживающих – на 3 тысяч человек или на 3,5% (с 85 тыс. до 88 тыс.) (табл. 2).

Таблица 2. Показатели деятельности домов-интернатов (пансионатов) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы (на начало года) [1, 2, 12, 13, 14, 15, 16, 18]

Психоневрологический интернат – социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Основные задачи психоневрологического интерната: материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, создание для них условий жизни, приближенных к домашним, благополучного морально-психологического микроклимата; организация ухода (надзора) за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество.

Интернат осуществляет следующие функции: прием психически больных пожилого возраста и инвалидов и активное содействие их социально-трудовой адаптации; бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; организацию рационального питания с учетом их возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за психически больными в соответствии с режимом содержания; диспансеризацию и лечение проживающих, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; осуществление, согласно медицинским рекомендациям, комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих; предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам (клиентам психоневрологического интерната) необходимых им социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг.

В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов учреждения, предоставлению им всех необходимых социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии [6].

В таблице 3 представлены показатели работы психоневрологических интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации (по данным Минтруда России) за 2002-2016 годы.

На начало 2016 года в стране работало 514 психоневрологических интернатов, где проживало 152 тысячи человек.

За 15 лет число психоневрологических интернатов увеличилось на 74 или на 16,8% (с 440 до 514), число проживающих – на 28 тысяч человек или на 22,6% (с 124 тыс. до 152 тыс.).

Таблица 3. Показатели деятельности психоневрологических интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы (на начало года) [1, 2, 12, 13, 14, 15, 16, 18]

Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов – социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста, инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Основными задачами дома-интерната интенсивного ухода (милосердия) являются: социально-бытовое обслуживание проживающих; оказание медико-социальной помощи; совершенствование социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме; оказание психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате интенсивного ухода (милосердия).

В соответствии со своими основными задачами дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов по отделениям с учетом их заболевания, тяжести состояния, интеллектуального дефекта и возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику; организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной помощи клиентам дома-интерната и перевод их при необходимости в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; организацию рационального питания проживающих с учетом состояния здоровья; проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий; предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); организацию ритуальных мероприятий.

В состав дома-интерната интенсивного ухода (милосердия) могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставлению всех необходимых им социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг и ритуальный зал [6].

В Российской Федерации на начало 2016 года функционировало 44 дома-интерната интенсивного ухода (милосердия), в которых обслуживалось 2,1 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.

За 2002-2016 годы по данным Минтруда России число домов милосердия уменьшилось на 31,3% (с 64 до 44), число проживающих увеличилось на 5,0% (с 2 тысяч до 2,1 тысяч).

Наибольшее число домов милосердия было зарегистрировано в 2005 г. – 103, где проживало 3,3 тысяч человек (табл. 4).

Таблица 4. Показатели деятельности домов-интернатов интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов в Российской Федерации за 2002-2016 годы (на начало года) [12, 13, 14, 15, 16, 18]

Геронтологический центр – социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера.

Основные задачи центра: проведение научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии; изучение причин и закономерностей процесса старения; изучение факторов, препятствующих процессу старения; оказание консультативной помощи населению старших возрастных групп; оказание гериатрической помощи клиентам, нуждающимся в усиленном медицинском уходе.

Геронтологический центр осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов (клиентов центра); предоставление клиентам необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); проведение мероприятий психологического, медицинского и социального характера; питание клиентов центра и уход за ними; организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав геронтологического центра могут входить структурные подразделения, которые обеспечивают прием, размещение клиентов центра, предоставление всех необходимых им социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, необходимые для проведения лечебно-трудовой и активирующей терапии [6].

В стране на начало 2016 года работало 27 геронтологических центров, в них было размещено 6,9 тысяч человек.

За 2002-2016 годы число геронтологических центров увеличилось в 2,1 раза (с 13 до 27), число проживающих – в 2,0 раза (с 3,4 тыс. до 6,9 тыс.) (табл. 5).

Таблица 5. Показатели деятельности геронтологических центров в Российской Федерации за 2002-2016 годы (на начало года) [12, 13, 14, 15, 16, 18]

Социально-оздоровительный центр – учреждение социального обслуживания, основные задачи которого заключаются в проведении социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

Центр осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан с учетом их возраста, пола, характера заболеваний; определение конкретных форм помощи гражданам с учетом их физического и психического состояния, а также имеющихся заболеваний; выполнение мероприятий по адаптации граждан к условиям проживания; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; организация рационального питания граждан; осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса граждан; выявление у граждан способностей к посильному труду; проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации; организация досуга.

Для проведения оздоровительных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий в состав центра могут входить: кабинет врача; кабинет медицинской сестры; кабинет массажа; бытовая комната; душевая комната; комната гигиены женщин; комната (помещение) для досуга. При наличии условий в центре могут дополнительно открываться лечебно-диагностические кабинеты, оснащенные аппаратурой и инструментарием, зал лечебной физкультуры и др. [6].

В стране на 1 января 2016 г. функционировал 51 социально-оздоровительный центр на 4977 мест. За год в центрах было обслужено 65027 человек.

Сведения о работе социально-оздоровительных центров, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов можно проанализировать за 2007-2016 годы.

За последние 10 лет отмечается рост числа социально-оздоровительных центров на 15,9% (с 44 до 51), числа мест – на 56,7% (с 3177 до 4977). Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных в социально-оздоровительных центрах, увеличилась на 50,4% (с 43246 до 65027 человек). Средняя мощность социально-оздоровительных центров возросла с 72 до 98 мест (табл. 6).

Таблица 6. Показатели деятельности социально-оздоровительных центров, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за 2007-2016 годы (на начало года) [13, 16, 17]

Заключение

Проведенный анализ показал, что в Российской Федерации в условиях продолжающего постарения населения отмечается рост числа стационарных учреждений социального обслуживания, числа в них мест и проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов.

Однако действующие стационарные учреждения социального обслуживания не могут полностью обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании. Отмечается увеличение доли пожилых и инвалидов, состоящих на очереди для помещения в эти учреждения более одного года. Поэтому требуется проведение мероприятий, которые направлены на развитие инфраструктуры стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и взрослых инвалидов, создание новых современных учреждений, активное привлечение некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг.

Список литературы

1. Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.srgroup.ru/doklad-ob-itogakh-raboty-mintruda-v-2016-g-i-zadachakh-na-2017-g.pdf (дата обращения: 4.05.2017).

2. Женщины и мужчины России. 2016. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2016. 208 c.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 258н от 17 апреля 2014 г. «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499097209 (дата обращения: 15.12.2015).

4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1180-ст от 17 октября 2013 г. «ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107237 (дата обращения: 20.04.2017).

5. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 535-ст от 30 декабря 2005 г. «ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043280 (дата обращения: 21.04.2017).

6. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 558-ст от 27 декабря 2007 г. «ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200060783 (дата обращения: 21.04.2017).

7. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 562-ст от 27 декабря 2007 г. «ГОСТ Р 52884-2007 Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200061326 (дата обращения: 21.04.2017).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 164-р от 5 февраля 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации за 2025 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons­_doc­_LAW­_193464/ (дата обращения: 1.08.2016).

9. Российский статистический ежегодник. 2010. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2010. 813 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2012. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2012. 786 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2016. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2016. 725 с.

12. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2003. 463 c.

13. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2006. 493 c.

14. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009. 503 c.

15. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2011. 527 c.

16. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2015. 311 c.

17. Социально-оздоровительные центры, обслуживающие граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/generation/ur2-1-6.doc (дата обращения: 16.04.2017).

18. Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (данные Минтруда России; на конец года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/zdrav/zdr4-5.xls (дата обращения: 19.05.2017).

19. Федеральный закон Российской Федерации № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons­_doc­_LAW­_156558/ (дата обращения: 20.04.2017).

20. Численность населения по отдельным возрастным группам (на начало года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/demo/progn3.xls (дата обращения: 28.04.2017).



The activities of in-patients social service institutions for elderly age and disabled citizens in the Russian Federation


Shlyafer S. I.
Doctor of Medicine, Branch Head, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow). Е-mail: sofy@yandex.ru

Abstract

The article analyzes normative legal documents regulating the work of in-patient social service institutions for elderly age and disabled citizens. The main indexes of the activity of in-patient social service institutions for elderly age and disabled citizens in the Russian Federation for 2002-2016 have been studied (according to the data from Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation). For 15 years, the number of in-patient social service institutions increased by 11,6%, the number of beds by 8,5%, the number of residents is 13,4%. The study determined the rate of growth of boarding houses of the general type, psychoneurological boarding, houses of mercy, gerontological and social-improving centers for elderly age and disabled citizens. The number of elderly and disabled on the waiting lists for admission to in-patient institutions of social service decreased by 29,5%. At the same time, there is an increase in the proportion of elderly age and disabled citizens being on the waiting list to be placed in these institutions for more than one year, from 33,1 to 45,0%.

Key words

elderly age citizens, disabled citizens, in-patient institutions of social service

References

1. Doklad ob itogah raboty Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii v 2016 godu i zadachah na 2017 god. [Report on the results of the work of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation in 2016 and tasks for 2017]. Available at: http://www.srgroup.ru/doklad-ob-itogakh-raboty-mintruda-v-2016-g-i-zadachakh-na-2017-g.pdf

2. Zhenshchiny i muzhchiny Rossii. 2016. Statisticheskij sbornik. [Women and men of Russia. 2016. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2016.

3. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii № 258n ot 17 aprelya 2014 g. "Ob utverzhdenii primernoj nomenklatury organizacij social'nogo obsluzhivaniya". [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 258n of April 17, 2014 "On Approving an Approximate Nomenclature of Social Service Organizations"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499097209

4. Prikaz Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii № 1180-st ot 17 oktyabrya 2013 g. "GOST R 52143-2013 Social'noe obsluzhivanie naseleniya. Osnovnye vidy social'nyh uslug". [Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 1180-st of October 17, 2013 "GOST R 52143-2013 Social services for the population. Main types of social services"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200107237

5. Prikaz Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii № 535-st ot 30 dekabrya 2005 g. "GOST R 52498-2005 Social'noe obsluzhivanie naseleniya. Klassifikaciya uchrezhdenij social'nogo obsluzhivaniya". [Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 535-st of December 30, 2005 "GOST R 52498-2005 Social services for the population. Classification of social service institutions"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200043280

6. Prikaz Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii № 558-st ot 27 dekabrya 2007 g. "GOST R 52880-2007 Social'noe obsluzhivanie naseleniya. Tipy uchrezhdenij social'nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov". [Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 558-st of December 27, 2007 "GOST R 52880-2007 Social services for the population. Types of institutions of social services for elderly people and disabled people"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200060783

7. Prikaz Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii № 562-st ot 27 dekabrya 2007 g. "GOST R 52884-2007 Social'noe obsluzhivanie naseleniya. Poryadok i usloviya predostavleniya social'nyh uslug grazhdanam pozhilogo vozrasta i invalidam". [Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 562-st of December 27, 2007 "GOST R 52884-2007 Social services for the population. The procedure and conditions for the provision of social services to elderly and disabled people"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200061326

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 164-r ot 5 fevralya 2016 g. "Strategiya dejstvij v interesah grazhdan starshego pokoleniya v Rossijskoj Federacii za 2025 god". [Order of the Government of the Russian Federation No. 164-r of February 5, 2016 "Strategy of action in the interests of citizens of the older generation in the Russian Federation for 2025"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons­_doc­_LAW­_193464/

9. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2010. Statisticheskij sbornik. [Russian Statistical Yearbook. 2010. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2010.

10. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2012. Statisticheskij sbornik. [Russian Statistical Yearbook. 2012. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2012.

11. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2016. Statisticheskij sbornik. [Russian Statistical Yearbook. 2016. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2016.

12. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2003. Statisticheskij sbornik [Social status and standard of living of the population of Russia. 2003. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2003.

13. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2006. Statisticheskij sbornik [Social status and standard of living of the population of Russia. 2006. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2006.

14. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2009. Statisticheskij sbornik [Social status and standard of living of the population of Russia. 2009. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2009.

15. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2011. Statisticheskij sbornik [Social status and standard of living of the population of Russia. 2011. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2011.

16. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2015. Statisticheskij sbornik [Social status and standard of living of the population of Russia. 2015. Statistical digest]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat), 2015.

17. Social'no-ozdorovitel'nye centry, obsluzhivayushchie grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov v Rossijskoj Federacii. [Socio-health centers serving elderly and disabled people in the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/generation/ur2-1-6.doc

18. Stacionarnye uchrezhdeniya social'nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov (dannye Mintruda Rossii; na konec goda). [Stationary institutions of social services for elderly and disabled people (data of the Ministry of Labor of Russia, end of the year)]. Available at: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/zdrav/zdr4-5.xls

19. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii № 442-FZ ot 28 dekabrya 2013 g. "Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii". [Federal Law No. 442-FZ of the Russian Federation of December 28, 2013 "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons­_doc­_LAW­_156558/

20. Chislennost' naseleniya po otdel'nym vozrastnym gruppam (na nachalo goda). [Population by age group (at the beginning of the year)]. Available at: http://www.gks.ru/free­_doc/new­_site/population/demo/progn3.xls

[ См. также ]

Рубрики

Creative Commons License Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License

Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-52280 от 25 декабря 2012 года,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций