ISSN 2308-9113

О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English

[ «МЕДИЦИНА» № 2, 2020 ]

Государственно-частное партнерство в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации


Пищита А. Н.
д.м.н., д.ю.н., действительный член всемирной ассоциации медицинского права (WAML); профессор, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья1
Задворная О. Л.
д.м.н., профессор; заведующая, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья1
Фадеева Е. И.
к.п.н., доцент, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья1



1ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (РМАНПО), г. Москва

Автор для корреспонденции: Пищита Александр Николаевич; e-mail: alexpischita@mail.ru. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Аннотация

В статье приведен анализ структурной реформы отечественного здравоохранения за период с 2010 по начало 2020 года и оценка развития государственно-частного партнерства в системе обязательного медицинского страхования. За этот период отмечено значительное увеличение участия частных медицинских организаций в реализации территориальных программ государственных гарантий. Наиболее активное участие частного сектора здравоохранения в системе ОМС за последние годы зафиксировано в Ленинградской области, республике Крым и Севастополе. Однако объем оказанной частными медицинскими учреждениями медицинской помощи составил менее 20% от всех медицинских услуг, оказанных населению по ОМС. Снижение доли негосударственных медицинских организаций, участвующих в системе ОМС с 2016 года отмечено в Мордовии, Башкортостане, Орловской области (анализ проведен на дату 15.01.2020 года).

Ключевые слова

организация здравоохранения, государственно-частное партнерство в здравоохранении, система обязательного медицинского страхования, частное здравоохранение, негосударственная медицинская организация

doi: 10.29234/2308-9113-2020-8-2-108-116

Для цитирования: Пищита А. Н., Задворная О. Л., Фадеева Е. И. Государственно-частное партнерство в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Медицина 2020; 8(2): 108-116.

pdf-версия, скачать

В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и частного сектора здравоохранения [1]. Если в последние двадцать лет прошлого века основной системой здравоохранения являлась государственная, то в начале текущего века ситуация стала активно меняться. Меняется не только количественный (абсолютный) состав медицинских организаций (государственные, муниципальные, частные), но и соотношение государственных и частных медицинских организаций, участвующих в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Оказывать услуги в рамках системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) могут все лицензированные медицинские организации вне зависимости от формы собственности. Любая негосударственная медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, имеет право направить уведомление о включении ее в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования [2].

Уведомительный характер вступления в систему ОМС, предусмотренный для всех типов медицинских учреждений, способствует существенному увеличению доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Количество негосударственных медицинских организаций, оказывающих услуги в системе ОМС, только за период с 2010 по 2016 год выросло более, чем в четыре раза. Если в 2010 году в системе ОМС было зарегистрировано 618 таких организаций, то в 2012 году в ОМС работало уже 1029 частных медицинских компаний (12,7%), в 2013 году – 1333 (16,2%), в 2014 году – 1840 (21,5%), в 2015 году – 1943 (22,4%). В 2016 году количество негосударственных организаций, оказывающих медицинские услуги в системе ОМС, увеличилась до 2540 медицинских организаций (29%) [3, с. 18].

На 15.01.2020 доля негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС, составила более 37% (37,56%) (табл. 1).

Таблица 1. Участие негосударственных медицинских организаций в системе ОМС в Российской Федерации

Увеличился и объем медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями в системе ОМС. По данным Минздрава РФ, в 2014 году, доля частных клиник в системе ОМС выросла до 21,5%. Объем услуг, оказанных в ОМС частными клиниками, на декабрь 2014 года составил около 16,5% от общего объема оказанной помощи. При этом доля средств ОМС, поступивших в негосударственные медицинские организации за этот год, составила 3,8% от суммы средств, поступивших во все медицинские организации [3, с. 18].

Участие частного сектора здравоохранения в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Российской Федерации в 2016 году достигло 29% от общего числа медицинских организаций, включенных в реестры территориальных фондов ОМС. Возросли и объемы оказанной этими учреждениями медицинской помощи, которые составили около 18% от всех медицинских услуг, оказанных населению по программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Структурно частный сектор в системе ОМС в 2016 году выглядел следующим образом. Амбулаторное звено, включая поликлиники (в том числе стоматологические), составило около 59% от общего числа медицинских организаций частной формы собственности, стационары – 12%, центры различных организационно-структурных форм – 15,1%, станции скорой медицинской помощи и санаторно-курортные организации – 5%. Негосударственные медицинские организации, участвующие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, выполняют около 3% государственного задания [3, с. 19].

В начале 2018 года, несмотря на негативные экономические тенденции в отдельных регионах страны, количество негосударственных медицинских организаций, участвующих в программе государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи, достигло показателя в 2 623 учреждения и превысило 30% от общего количества медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2017 года N 394, показатели участия частного сектора здравоохранения в системе ОМС должны были достичь уровня в 1850 негосударственных медицинских организаций только к 2020 году [5], но уже к концу 2017 года запланированные показатели были превышены на 41,78%.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила, что Минздрав РФ не планирует на этом останавливаться.

Максимальные цифры участия частного сектора здравоохранения отмечены в начале 2020 года. На 15 января 2020 года доля негосударственных учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность в системе ОМС, составила более 37,5% от общего количества медицинских организаций, включенных в реестры территориальных фондов ОМС во всех субъектах Российской Федерации (табл. 2).

Таблица 2. Участие негосударственных медицинских организаций в территориальных программах ОМС субъектов РФ (доля негосударственных медицинских организаций, % от общего количества МО)

№ п/пСубъекты Российской Федерации2012201620182020
Республики
01Адыгея3252550
02Алтай8253247
03Башкортостан3293117
04Бурятия16394145
06Дагестан343953
07Ингушетия172929
08Кабардино-Балкария274029
09Карачаево-Черкесия111924
10Карелия343941
11Коми273037
12Крым262958
13Марий Эл191425
14Мордовия412221
15Саха (Якутия)313931
16Северная Осетия-Алания151643
17Татарстан373944
18Тыва (Тува)0211729
19Удмуртия10 (2013)243939
20Хакасия242944
21Чечня434437
22Чувашия17 (2013)263034
Края
01Алтайский край7202129
02Забайкальский край222428
03Камчатский край0112320
04Краснодарский край91325
05Красноярский край19353739
06Пермский край33 (2013)383239
07Приморский край242833
08Ставропольский край162140
09Хабаровский край314130
Области
01Амурская область372935
02Архангельская область394052
03Астраханская область19312533
04Белгородская область9364452
05Брянская область111621
06Владимирская область263439
07Волгоградская область9202630
08Вологодская область323639
09Воронежская область202023
10Ивановская область303941
11Иркутская область262628
12Калининградская область424053
13Калужская область202349
14Кемеровская область323451
15Кировская область91215
16Костромская область444544
17Курганская область181736
18Курская область19 (2013)323138
19Ленинградская область476059
20Липецкая область435145
21Магаданская область7 (2014)393347
22Московская область272950
23Мурманская область303343
24Нижегородская область372147
25Новгородская область12253047
26Новосибирская область25252543
27Омская область161813
28Оренбургская область394948
29Орловская область223018
30Пензенская область333845
31Псковская область373842
32Ростовская область252939
33Рязанская область353728
34Самарская область222336
35Саратовская область161312
36Сахалинская область253246
37Свердловская область232527
38Смоленская область172531
39Тамбовская область252026
40Тверская область192131
41Томская область394445
42Тульская область303344
43Тюменская область404348
44Ульяновская область21 (2013)333339
45Челябинская область172340
46Ярославская область311842
Города федерального значения
01Москва252949
02Санкт-Петербург394042
03Севастополь11 (2015)172256
Автономная область
01Еврейская АО234050
Автономные округа
01Ненецкий АО383355
02Ханты-Мансийский АО383845
03Чукотский АО010025
04Ямало-Ненецкий АО153151

Наибольшая доля негосударственных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС на начало 2020 года зафиксирована в Ленинградской области и составила 59% от общего количества медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Из 92 медицинских организаций, включенных в реестр областного территориального фонда ОМС, 54 не являются государственными. Высокие показатели участия бизнеса в территориальных программах ОМС отмечены также: в Республике Крым – 58% (33 негосударственные медицинские организации из 57), в Севастополе – 56% (19 из 34 медицинских учреждений), в Ненецком АО – 55% (6 из 11 медицинских учреждений). В Республике Дагестан и Калининградской области доля негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС, составила по 53% соответственно.

Наиболее активное развитие государственно-частного партнерства в системе ОМС за период с 2016 по 2020 год отмечается в Севастополе, Ямало-Ненецком АО, Республике Крым и некоторых иных субъектах РФ (табл. 3).

Несмотря на общую тенденцию расширения государственно-частного партнерства в отечественном здравоохранении, в отдельных субъектах РФ с 2016 по 2020 год отмечается снижение доли негосударственных медицинских организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования. В частности, в Мордовии с 2016 по 2018 год отмечено сокращение участия бизнеса в системе ОМС на 19%. В Башкортостане с 2018 по 2020 год сокращение составило 14%. В Орловской области за тот же период бизнес сократил свое участие в системе ОМС на 12% (табл. 4).

Недостаточно активное развитие государственно-частного партнерства в системе ОМС отмечено в Саратовской, Омской, Кировской областях, в Башкортостане, в Мордовии и некоторых иных субъектах Российской Федерации (табл. 5).

Таблица 3. Увеличение доли негосударственного сектора здравоохранения в территориальных программах государственных гарантий субъектов РФ (2016-2020)

п/пСубъекты Российской Федерацииприрост доли частных МО
1г. Севастополь+39%
2Ямало-Ненецкий АО+36%
3республика Крым+32%
4Калужская область+29%
5Северная Осетия-Алания+28%
6Еврейская АО+27%
7Ставропольский край+24%
8г. Москва+24%
9Московская область+23%
10республика Алтай+22%

Таблица 4. Сокращение доли негосударственного сектора здравоохранения в территориальных программах государственных гарантий субъектов РФ (2016-2020)

п/пСубъекты Российской Федерациисокращение доли частных МО
1Мордовия-20%
2Башкортостан-12%
3Рязанская область-7%
4Чеченская республика-6%
5Орловская область-4%
6Саратовская область-4%
7Омская область-3%

Таблица 5. Субъекты РФ с наиболее низкими показателями участия бизнеса в территориальных программах государственных гарантий (на 15.01.2020)

п/пСубъекты Российской ФедерацииДоля частных МО
1Мордовия21%
2Брянская область21%
3Саратовская область21%
4Камчатский край20%
5Орловская область18%
6Башкортостан17%
7Кировская область15%
8Омская область13%

Выводы

1. Расширение и активное внедрение различных форм государственно-частного партнерства следует отнести к одному из характерных признаков реформы отечественного здравоохранения предыдущего десятилетия.

2. За период с 2010 по начало 2020 года отмечено нарастающее активное участие негосударственного сектора в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Российской Федерации.

3. Наиболее высокие темпы развития государственно-частного партнерства в системе ОМС отмечены в Севастополе, Ямало-Ненецком АО, Республике Крым.

4. Низкие темпы развития государственно-частного партнерства зафиксированы в таких субъектах РФ, как Мордовия, Башкортостан, Омская область.

5. Несмотря на увеличение доли негосударственных медицинских организаций в системе ОМС (более 37%), объемы оказанной этими учреждениями медицинской помощи составили менее 20% от всех медицинских услуг, оказанных населению в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Статья 41, часть 2 (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями). СПС "ГАРАНТ".

2. Правила обязательного медицинского страхования. Пункт 103. Утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. N 108н. СПС "ГАРАНТ".

3. Стадченко Н.Н. Рост платных услуг мало связан с проблемами бесплатной медицинской помощи. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации 2016; (3): 18-19.

4. В России доля частных медорганизаций в системе ОМС составляет более 30%. 24.05.2018. (обновлено: 03.03.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sn.ria.ru/20180524/1521222712.html (дата обращения: 20.06.2020).

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394). СПС "ГАРАНТ".



Public-Private Partnership in the System of Mandatory Medical Insurance in the Russian Federation


Pishchita A. N.
Doctor of Medicine, Doctor of Law, Full member of the World Association of Medical Law (WAML), Professor, Chair for Health and Public Health1
Zadvornaya O. L.
Doctor of Medicine, Professor, Head, Department of Health Organization and Public Health1
Fadeeva E. I.
PhD., Associate Professor, Professor, Chair for Health Organization and Public Health1



1Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation (RMANPO). Moscow, Russian Federation

Corresponding Author: Pishchita Alexander; e-mail: alexpischita@mail.ru. Conflict of interest. None declared. Funding. The study had no sponsorship.

Abstract

The article provides an analysis of the reform of the structure of national health care for the period from 2010 to 2020 and an assessment of the development of public-private partnership in the system of mandatory medical insurance. The analysis was conducted before the beginning of the pandemic on the date of 15.01.2020.

Key words

healthcare organization, public-private partnership in healthcare, compulsory medical insurance system, private healthcare, non-governmental medical organization

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Statya 41, Chast' 2 (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Constitution of the Russian Federation. Article 41, Part 2 (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with amendments and additions)]. SPS "GARANT". (In Russ.)

2. Pravila obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya. Punkt 103. Utverzhdeny Prikazom Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 28 fevralya 2019 g. N 108n. [Rules of compulsory medical insurance. Item 103. By order of the Ministry of health of the Russian Federation of February 28, 2019 N 108n]. SPS "GARANT". (In Russ.)

3. Stadchenko N.N. Rost platnyh uslug malo svyazan s problemami besplatnoj medicinskoj pomoshchi. [Growth of paid services has little to do with the problems of free medical care]. Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossijskoj Federacii [Compulsory medical insurance in the Russian Federation] 2016; (3): 18-19. (In Russ.)

4. V Rossii dolya chastnyh medorganizacij v sisteme OMS sostavlyaet bolee 30%. 24.05.2018. (obnovleno: 03.03.2020). [In Russia, the share of private medical organizations in the CHI system is more than 30%. 24.05.2018. (updated: 03.03.2020)] Available at: https://sn.ria.ru/20180524/1521222712.html Accessed: 20.06.2020. (In Russ.)

5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie zdravoohraneniya". Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. N 294 (v redakcii postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2017 g. N 394). [State Program of the Russian Federation "Development of Healthcare". Approved by the decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 294 (as amended by the decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 N 394)]. SPS "GARANT". (In Russ.)

[ См. также ]

Рубрики

Creative Commons License Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License

Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-52280 от 25 декабря 2012 года,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций